воскресенье, 5 июля 2015 г.

Заметки путешественника. Борнео (День 23. День 03 на Борнео). 05 июля

Сегодня выбрались на экскурсию. В повестке дня деревня Монсопьяд и парк Лок Кави.
Честно признаться, ожидал от экскурсии в национальную деревню что-то большего. Но обо все по порядку.
Деревня Монсопьяд находится в пригороде Кота-Кинабалу, ехать недалеко. По приезду вас ведут в типовой дом, в котором никто не живет и в нем, своего рода, музей. Раньше племя, проживавшее в деревне было охотниками за головами. В доме под потолком висит с десяток черепушек 200-300 летней давности. Чем больше черепов, тем выше могущество владельца. К тому же черепа выполняют охранную функцию, помимо сакральной. Местные очень верят в духов. Духи у них могут жить повсеместно. В вещах, в вазах, в деревьях, в камнях, в земле и т.д.
Местные шаманы помещают духов в мелкие и крупные вазы. Вазы пользовались спросом (сейчас возможно тоже, но и шаманы теперь глубоко в джунглях живут) у местного населения и носят, по сути, ту же охранную функцию + различные варианты благополучия, счастья и т.д.
Насчет черепушек. Новых не добавляется, так как в 1929 года запретили рубить головы. Правда, когда на них напали японцы в 1945 году, на запрет закрыли глаза.
Племя, которое жило в Монсопьяд не съедало своих врагов, так как считало «что нужно отдать дань уважения врагу». В то же время на Борнео есть и другие племена, которые не против были пополнить "съестные запасы".
Касательно современности, мне показалось, что тема людоедства и срубания голов тут несколько табуирована. Все в один голос твердят, что этого нет. Но никто не может это утверждать, когда речь заходит про глубокие джунгли. А джунгли здесь такие, что только очень опытный местный сможет по ним провести.
У местных племен есть традиция хранить умерших ближних дома, либо недалеко от дома. Вариантов тут несколько:
1. Тело будет законсервировано формалином и помещено в близлежащем к дому сарайчике.
2. Тело, пока не застыло, в позе эмбриона помещают в большой кувшин и опять-таки хранят в сарае.
3. Тело переносят в пещеру, где выдалбливают специальную нишу. В пещере может быть очень много ниш.
4. Тело в кувшине в лесу привязывают на верхушку высоченного дерева.
Считается, что дух умершего охраняет дом и домочадцев, а также подсказывает как проводить ритуалы.
На территории Монсопьяд стоит огромный древний камень. История такова. Местному шаману духи нашептали, что нужно камень поставить и тогда они будут «крышовать» деревню. Подсказали где камень взять. Он оказался на соседнем острове и оказался очень тяжелым. Поэтому его попеременно тащила целая толпа шаманов, при этом распевая ритуальные песни. Тащили неделю. Потом еще неделю различные ритуалы проводили. Перерезали горло буйволу и начали водить вокруг камня, пока бедняга не издох. За то дар духам был сделан. «Замочили» много кур, уток. В общем поставили под угрозу поголовья скота. (У нас в Беларуси, наверное, тоже какой-то ритуал выполнялся, когда «замочили» почти все поголовье свиней).
Сейчас в Монсопьяд никто не живет. Там появляются люди, обслуживающие деревню. Они потомки жителей, в ней проживавших. Видно, что все заточено под туристов и это расстраивает.
После прогулки по территории нам показали национальный танец, который выполняет сам же обслуживающий персонал. Перед тем, как появятся танцоры, очень долго и нудно бьют в барабаны. Причем повторение одного и того же аккорда может растянуться минут на 15, а то и больше.
Движения у танцоров очень простые. Каждый справился бы. Собственно, потом и я в этом действе поучаствовал.  Один танцор громко выкрикивал местное «асса!», которое звучало как «апчхи!». В совместном танце я показал, как чихать нужно по-настоящему (благо они не видели). 
Потом была скакалка по-азиатски. Это длинные бамбуковые шесты, которые помощники раздвигают и сдвигают на полу, и внутри надо прыгать. Не успел – получи больно по ногам.
Далее стреляли по шарикам из духовой трубки. Я даже умудрился попасть. Духовая трубка у них длинная, но легкая. Но конце – копье. Дротики смачивали в яд и стреляли по животным.
Повезло, что кроме нас на территории никого не было. Со слов гида, китайцы устраивают на территории деревни сущий ад. Мы же прекрасно все посмотрели.
Показали, как раньше добывали огонь. Способ даже проще чем палку между ладоней крутить. Срезается волокно с бамбука, переминается. Далее сверху кладется половинка бамбукового полена, заранее обработанного изнутри. Сверху сделаны надрезы, чтобы доставало до волокна. Затем используется заостренная бамбуковая палочка (бамбуковый нож), вставляется в один из надрезов и несколько раз туда-сюда, вот и огонь. Довольно шустро.
Показали, как они обрабатывают рис, что из него гонят. У них постоянно работает самогонный аппарат. Так что усталый турист, да и сами местные, могут в любой момент «поправить здоровье».
В конце всем подарили бусы из бисера.
В качестве итога по деревне выскажу свое мнение. Как мне показалось многое «высосано из пальца». Какого-то особого национального колорита я не почувствовал. Наверное, потому, что все вылизано под туриста. Это печалит. На земле все меньше мест, где можно увидеть настоящую жизнь.
Парк Лок Кави
Путь от деревни Монсопьяд до парка Лок Кави совсем близкий. По сути парк сочетает в себе зоопарк и ботанический сад. Признаться, я уже подустал ходить по зоопаркам, и мне было интересно еще раз увидеть только носачей и птиц.
Одна птица очень повеселила. Она натурально кошачьим голосом (притом таким кошачьи, как будто коту наступили на айца) издает «мяу-мяу». Еще она очень любопытна, прилетела прямо к краю клетки, дала себя за клюв потрогать, а когда я ей показал ее же фотографию в телефоне, она начала с ней общаться, клевать телефон. Видно было, что птица признает кто в телефоне.
Были и солнечные медведи и маленькие борнейские слоны у которых самый длинный хвост в мире (среди слонов), увенчанный забавной кисточкой.
Увидели орангутангов. Они всем своим видом продемонстрировали идеальный вариант безделья.
Ну и, конечно же, носачи. Эти кадры вообще устроили нам жанр «ню».
Ботанический сад очень красивый. Аккуратные дорожки ведут вас прямо через джунгли. Очень много различных растений. Много растений, которые растут у нас дома в горшках. Периодически встречаются лавочки и беседки. Всегда можно передохнуть и насладиться природой. Гулять можно часами, правда надо быть готовым к тому, что в парке очень душно.
Раффлезию я так и не увидел. Да и вряд ли увижу. Растет она непредсказуемо и мало цветет. Однако, даже ее умудрились поставить на поток. Местные селяне научились ее выращивать, затем они ограждают доступ и продают билеты на то, чтобы ее посмотреть. Везде коммерция. 
После парка мы поехали в Кота-Кинабалу. Это достаточно большой город с 500 тыс. населения. Центр выглядит современно, есть и высотные здания. От колониальной застройки практически ничего не осталось, так как во время войны город был полностью разрушен. Но и текущий архитектурный облик довольно сильно отличается от наших типовых городов. Я бы сказал, что он милый.
На этом пока все. Ждем следующую экскурсию. Пойду варанов покормлю. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий