четверг, 19 ноября 2009 г.

SQA поинтовка - Минск, 18.12.2009

Уважаемые коллеги!
Приглашаю вас на традиционную предновогоднюю встречу специалистов, благодаря которым софт становится качественным.
Приглашаю всех: тестировщиков, аналитиков, разработчиков, разработчиков тех. документации, ПМов....всех кому тема качества интересна, и всех кому интересно пообщаться в кругу специалистов на разные темы.

Предлагается дата сбора - 18 декабря 2009 в 18-30.
Прошу всех оставлять здесь свои предложения/заявки на участие. Место проведения будет определено позднее на основании ваших пожеланий и количества участников.

Отчет о Форуме БанкИТ - 6, 18-19 ноября, Минск

Представляю на суд мое видение, что такое Форум БанкИТ в Беларуси.
Впервые мне удалось присутствовать на конференции в качестве слушателя. До этого, как организатор ИТ конференций, мне доводилось общаться с докладчиками и участниками только в кулуарах. Тут же я смог частично посвятить себя прослушиванию докладов.
Скажу сразу, что определенный скепсис по поводу БанкИТа я испытывал и ранее, руководствуясь отзывами тех, кто на нем побывал.
Этот скепсис в полной мере подтвердился.
В первый день до 14-00 в Малом зале Дворца Республики проходили пленарные доклады. У меня сложилось впечатление, что докладчики не знают в принципе, что такое искусство презентации, как грамотно оформлять презентацию. Последнее дело читать все по бумажке или со слайдов. Да мы таких докладчиков.... :)
Слайды переполнены текстом, который с упорством читает докладчик. Жуть.
В целом отдельные доклады были интересны. В частности, интересный доклад представил декан экономического факультета БГУ - Ковалев Михаил Михайлович. В сжатом и понятном виде была представлена актуальная информация по развитию банковской сферы в Беларуси. Кроме того, был опробован формат видеоконференции, который очень даже удался. Полагаю надо всем брать подобный формат на заметку.
Прослушав еще несколько скучных докладов, я задался вопросом. А зачем в принципе эта конференция? И стал общаться со слушателями "со стажем".
Выяснилось, что отдавать немалые деньги за участие в этом сомнительном мероприятии заставляет его имиджевость. На вопрос, удается ли по факту конференции продать хоть что-то, был получен отрицательный ответ. Это имиджевое мероприятие, которое как лакмусовая бумажка показывает состояние дел компаний. Попробуй не поучаствуй и получишь клеймо неудачника. А это в банковской сфере на ограниченном рынке чревато, понимаете ли.
Выяснились и дополнительные факторы оценки состояния дел компаний. Так замена традиционного высокопоставленного докладчика, который является руководителем высшего звена компании, на сотрудника, которого никто не знает является показателем ухудшения дел компании. А не дай Бог вам вообще не принять участие, это показатель того, что скорее всего "капут" вашему бизнесу.
Из года в год конференция служит для оценки состояния дел бизнеса каждой компании. Контент в таком случае не так уж и важен. И попробуйте перебороть ситуацию. Я руководствуясь здравым смыслом значительно сократил бы бюджет на бессмысленный, с моей точки зрения, ивент, который не принесет заказчиков. Лучше бы эти деньги вложить в развитие компании, обучение сотрудников, клиентинг.
Удивительная вещь. Огромные средства тратятся на покупки подарков клиентам и потом в течение года к этим клиентам даже никто не ездит с целью узнать как жив-здоров, какие потребности, что хорошего сказать можешь. Такие вот местные особенности клиентинга.
Еще этот Форум - возможность для "больших" дядек раз в год пообщаться. Наверное это важно. И ради этого стоит повторять. Но повторять лучше в качестве участника, а не компании с большим стендом и бригадой сопровождения. Копейка рубль бережет.
Возвращаясь собственно к организационным моментам конференции.
В целом место было выбрано удачно. Регистрация шла без сучка и задоринки. Аппаратура работала отлично. Здесь без нареканий.
Из минусов:
- отсутствие бейджей затрудняло общение участников. Если ты не знаешь кого то лично, то без бейджа сложновато осуществлять идентификацию потенциально интересных людей
- питание....так нельзя. 1 кофе-брейк в день на котором все что там есть разметалось со скоростью звука. Господа организаторы - "большие" дяди тоже хотят есть. Должно быть кофе/чай с утра - чтобы проснуться, полноценный обед - чтобы не посадить желудок, ну и полуденный кофе/чай - чтобы не уснуть.
- не было стендовых докладов, а посему народ просто сланялся туда-сюда без дела, в то время как можно было бы послушать потенциально интересный доклад и пообщаться в кулуарах
- не было мастер-классов. Неужели сейчас нечему учиться?
- между докладами отсутствовали паузы, что затрудняло возможность задать докладчику вопрос и переходы между залами.

Из наблюдений:
- к стендами никто не подходит, вопросы не задает. (Вот и смысл их ставить?)
- в последние годы наблюдается снижение интереса к Форуму. Это подтвердилось. Реально на форуме единовременно присутствовало 150-170 человек, зарегистрировалось больше.
- бОльшую активность стал проявлять НацБанк, наконец-то повернувшись к людям передом, а к лесу...

Резюмируя хочу сказать, что в текущем состоянии Форум - это испытание на прочность, нежели полезное мероприятие. "Хищники" собираются посмотреть кто выжил в непростых условиях ведения бизнеса в РБ. Надо ли такое мероприятия - не берусь судить. В условиях отсутствия альтернативы - наверное надо. С точки зрения логики, если ничего не менять, если не повышать отдачу и пользу от Форума, то я бы деньги в него не вкладывал, направив их на развитие собственной компании. Благо вариантов вложения капитала множество. Например, в то, на чем основана любая компания - человеческий капитал.

понедельник, 9 ноября 2009 г.

Отчет о SQADays-6, Москва, 28-29 октября 2009

Всем доброго дня!
Хочу и я внести свою лепту, свое видение прошедшего мероприятия - совместной конференции SQADays & CEE-SECR.
Как организатор конференций я безусловно видел много проколов. Однако, на мой взгляд, лучше заострять внимание на позитиве, ну и на объективных фактах, от которых не уйти.
Совместная конференция в моем видении создавалась как площадка для общения специалистов, представляющих разные роли на проекте. Ни для кого не секрет, что в ситуации, когда люди не представляют, чем занимаются другие специалисты на проекте, это вызывает напряженность, откровенную неприязнь. И с другой стороны, когда люди четко представляют чем занимается коллега за соседним столом, это вызывает желание сотрудничать, помогать друг другу, ну и в конце концов, у каждого есть возможность доказать свой профессионализм. Для того чтобы сгладить непонимание ролей друг друга и создавалась эта конференция. Соединение инженерных ролей (в рамках CEE-SECR)и ролей, связанных с качеством (в рамках SQA Days) неслучайно. Очень часто я наблюдаю ситуацию, когда специалист по качеству на проекте самый "затюканный" человек. Отчасти виноват и он сам. Поскольку нужно стремиться к совершенствованию знаний и навыков, а не оставаться "monkey" тестером. Другая проблема, что существует сложившийся стереотип (который я и стараюсь разрушить), что специалист по качеству скорее мешает, чем помогает. "Я могу протестировать и сам", - часто можно услышать от разработчика. В этом кроется безграничное заблуждение. Ведь вдумайтесь: специалист по качеству обеспечивает конечное звено в выпуске программного продукта. Далее продукт будет оценивать заказчик. И кому он будет "давать по балде"? Во многом от специалиста по качеству зависит, будет доволен заказчик или нет. А это уже напрямую влияет на бизнес-результаты компании.
Мое видение специалиста по качеству следующее:
тестировщик - это аналитик (он обязан уметь читать ТЗ, анализировать требования, находить в них противоречия, в конце концов, приводить их в божеский вид),
это разработчик (тестировщик без знания навыков программирования не совсем полноценный тестировщик (прошу прощения у тех, кто так не считает. Здесь только мое мнение.) Знания языков программирования нужно для умения читать код программного продукта, тем самым находить потенциальные проблемы. Знание языков программирования позволяет тестировщику создать эффективный фреймворк для выполнения тестов. И т.д. Надеюсь, я говорю достаточно убедительно)
это Тестировщик (здесь пишу с большой буквы, поскольку в настоящее время нельзя быть просто тестировщиком, а нужно быть специалистом, владеющим широким спектром инструментов по тестированию и подходами к тестированию. Повторюсь, не стоит быть "monkey" тестером. Нужно быть специалистом с большой буквы).
это технический писатель (как это не прискорбно звучит, но часто выделенная роль технического писателя в проекте отсутствует и ее успешно выполняют тестировщики (хоть и возмущаются немножко :) ). Проблема выделенной роли технического писателя имеет те же корни, что и проблема понимания роли тестировщика. К сожалению, в этом направлении очень непросто работать. Но это тема не для этого блога, и я обязуюсь написать о проблеме более подробнее).
это внедренец (тестировщик присутствует на приемо-сдаточных испытаниях у заказчика и часто ему приходится выполнять "танцы с бубном", чтобы проект был сдан. Очень часто ему приходится терпеть откровенное хамство, недовольство заказчика (проект никогда не бывает готов на 100%), но не забываем, что прямое общение с заказчиком, это также и задел на будущее. Угадайте к кому заказчик обращается в первую очередь по вопросам бизнес-процессов программного продукта?

Надеюсь, я в достаточной мере раскрыл роль тестировщика. По крайней мере, как я ее вижу. Именно с такими людьми я работал, и стараюсь воспитывать именно таких специалистов.
Жизнь показала, что такие специалисты пользуются уважением у коллег, представляющих другие роли. Полагаю, их есть за что уважать.

Возвращаясь к теме совместной конференции, хотелось достичь именно такой цели, где люди в общении рассказали бы о себе, чтобы каждый, вернувшись в свою компанию по-другому взглянул на коллегу, к которому он ранее относился совсем непрофессионально.

Хотелось бы услышать от участников, насколько им удалось пообщаться с другими специалистами. Ходили слухи, что специалисты все-таки "кучковались" согласно своим ролям, что, безусловно, жаль слышать. Надо стремиться поддерживать разговор в любой компании. Тем не менее, я очень надеюсь, что те кто хотел, нашли новые интересные знакомства и извлекли для себя много полезного.

Кстати, наконец был услышан призыв приносить визитки и обмениваться ими. Сам лично наблюдал, как шел этот процесс :)

Не хочу останавливаться на деталях, касающихся тематики докладов и организационных моментах (даю это на откуп участникам, т.к. не хочу показаться необъективным). Как всегда были интересные доклады и были не очень. Свои отпечаток наложил большой конкурс, в результате которого докладов, связанных с тематикой Quality Assurance оказалась не так много как хотелось бы. В любом случае мы собираемся восполнить этот недостаток на 7й конференции SQA Days, которая пройдет в мае 2010 в Харькове.

В остальном хочу сказать, что было очень приятно увидеть старых приятелей, которые посещают конференцию из года в год, а также вдвойне приятно познакомиться с новыми людьми. Наше комьюнити постоянно расширяется, и мы рады принять в него новых участников.

Хочу пожелать всем дальнейшего профессионального совершенствования. Ну и, конечно, удачи по жизни.

Встретимся на будущих мероприятиях. Уже скоро!